Поиск текста по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Система автоматической проверки и диагностики знаний

Программа автоматического тестирования знаний учащихся «Знайка» является авторской программной разработкой. Идея создания системы автоматической проверки и диагностики знаний возникла в 2007 году. Автора не удовлетворяли существующие программные средства разработки тестов по той простой причине, что доступ к программному коду в них закрыт. По законам программирования ни одна программа не является идеальной, в ней всегда могут проявиться ошибки (за исключением самых простейших). Программные средства, такие как Indigo, MуTest, SunRav TestOfficePro очень хороши для разработки и проведения тестирования, мы рекомендуем их использование практически для всех дисциплин. Но «полновластный хозяин» системы – это тот, кто имеет доступ к программному коду и обладает возможностями программирования. Только так можно модернизировать систему, исправить в ней найденные ошибки, приспособить к современному образовательному процессу, только так можно реализовать новые виды тестов.

Методические особенности компьютерного тестирования

Скачать систему автоматической проверки и диагностики знаний

Настоящая версия системы «Знайка» не может составить конкуренции таким профессиональным средствам разработки тестов, как Indigo или My Test, но в ближайшем будущем планируется выход новой версии, в которой будут реализованы все преимущества и учтены недостатки известных лидеров в этой области.

Первая версия программы, которая появилась в 2008 году и использовалась в основном на уроках информатики, представляла собой открытый тест (тест с написанием ответа) трех уровней сложности. Надо отметить, что для решения такого теста «метод научного тыка» уже не работает. В большинстве школ в основном применяются тестовые задания с единственным выбором ответа (тест закрытого типа) из 4, 5 возможных вариантов. Учащиеся привыкли к такому контролю и считают, что правильный ответ на большинство вопросов можно угадать. Об этом свидетельствует опыт многих учителей.

Вторая версия программы вышла в 2011 году. В ней реализованы три вида тестов: с единственным выбором, с множественным выбором и с написанием ответа. Данная версия, как и предыдущая не поддерживает разработку тестов со стороны пользователя, не поддерживает ведение электронного журнала. Однако, автор настоящего проекта успешно ее применяет на уроках информатики, физики и математики. Создание и модификация тестов в данной версии возможны в среде разработки Visual Basic.

Система тестового контроля «Знайка-2» имеет простой, дружественный интерфейс. Чтобы выбрать вид теста, достаточно щелкнуть по одноименной кнопке. После выполнения работы программа выведет результат в том же окне. При этом отображается информация о количестве правильных ответов, неправильных ответов и оценка в баллах (процентах). За каждый правильный ответ дается 1 балл. Но если используется лесенка сложности, то баллы пересчитываются с учетом коэффициента сложности. Общая оценка выводится в главном окне после выполнения всех видов тестового контроля.

В версии «Знайка-3», вышедшей в настоящее время, поддерживается ведение электронного журнала и работа над ошибками, но создание и модификация тестов возможны в среде разработки Visual Basic. Электронный журнал хранит результаты тестирования и другую полезную информацию, а именно: время и дата тестирования; время выполнения различных видов теста; оценки по 100 балльной и 5 балльной шкалам; количество правильных и неправильных ответов; номера ошибочно решенных вопросов. Учитель может хранить информацию в журнале сколь угодно долго.

За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания. Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный — ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковую шкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения.

В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль — за полностью неверный ответ.

Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.

Программа «Знайка» оценивает результаты тестирования следующим образом:
В тесте «Одиночный выбор» за каждый правильный ответ добавляется 1 балл. Если ответ неправильный добавляется 0 баллов. Общий балл за тест пересчитывается в соответствии со сложностью теста по формуле: ball=2p, 1 – количество правильных ответов, 2 - коэффициент сложности. Например, если количество правильно решенных заданий равно 15, то общий балл за тест составит 30 баллов. Выбор ответа осуществляется щелчком мыши. Программа анализирует ответ и переходит к следующему вопросу. Вернуться к предыдущему вопросу нельзя.

Особенностью теста «Множественный выбор» является то, что правильных вариантов ответа может быть несколько. Для каждого вопроса число правильных и неправильных ответов не обязательно одинаково. Может быть так, что все предложенные варианты верны, но возможно и обратное. Общий балл считается по формуле ball=2(p-n), p – количество правильных ответов, n- количество неправильных ответов, 2 - коэффициент сложности. Важно то, что за каждый правильный ответ добавляется 1 балл, а за неправильный ответ отнимается 1 балл. Если не отметить вариант с правильным ответом, то это будет ошибкой. Таким образом, уровень сложности теста «Множественный выбор» будет выше за счет специфики теста и оценивания при одинаковом уровне сложности самих заданий. В приведенном в приложении тесте со множественным выбором максимальное количество положительных ответов равно 30, отрицательных – 40. Так, если учащийся не допустит ни одного неправильного ответа, то согласно формуле ball=2(p-n)=2 . 30=60. Если же учащийся отметит и положительные и отрицательные варианты ответов, то ball=2(30-40)=2 . -10=-20. Т.е. получится отрицательный результат и он уменьшит результат по видам тестирования. Такой вид тестов проверяет не только знания, но и уровень внимания и сосредоточенности в большей мере, чем тест с одиночным выбором.

Оценка третьей части теста является простой. За каждый правильно решенный вопрос добавляется 1 балл, если ответ неверен – 0 баллов. Общий балл высчитывается по формуле ball=10p. 10 –коэффициент сложности задания, р – количество правильных ответов. Задания 3 части проверочной работы являются сложными по содержанию.

В педагогической психологии установлено, что эффективность развития учащихся зависит от разнообразия форм учебной деятельности. Это относится и к формам контроля и диагностики знаний. Поэтому мы в своей практике применяем несколько видов тестирования. Исходя из своего опыта и опыта многих учителей, можно с полной уверенностью сказать, что монотонная однообразная деятельность не способствует полноценному развитию личности. Напротив, разнообразная учебная деятельность стимулирует умственное и эмоциональное развитие.