Поиск текста по странице


Введите слово или фразу для поиска.

Моя методическая система

1. Теоретические основы системы обучения и воспитания

2. Реализация системы в образовательном процессе в рамках ФГОС

"Нельзя дать человеку того, что стало бы его собственностью без усилий с его стороны. Можно только показать и направить, но не посвятить. Человеку можно дать столько, сколько он готов принять."
Георгий Гурджиев

Я учитель информатики, математики и классный руководитель 5 класса Любачанской средней общеобразовательной школы, по совместительству преподаю информатику в Нижне-Реутчанской средней общеобразовательной школе. За 20 лет работы у меня сложилась и постоянно совершенствуется оригинальная, базирующаяся на научных основах, собственном педагогическом опыте и опыте моих коллег система обучения и воспитания.

Вернуться к основному содержанию

Теоретические основы системы

Структура системы

Структура методической системы преподавания состоит из следующих основных элементов:

Разрабатывая и совершенствуя свою методическую систему я исхожу из:

Принципы

Методическая система должна основываться на общедидактических принципах:

Важную роль во всем процессе обучения играет отношение учеников к учителю. Можно сформулировать следующие важные требования, которых нам надо придерживаться в нашей работе.

Вернуться к содержанию

Цели

Глобальные цели учебной деятельности при изучении математики и информатики выглядят так:

Локальные цели всегда связаны с конкретным курсом, они диагностичны и операциональны. Недостижение глобальных целей не является виной педагогического коллектива школы, а недостижение локальных целей - это неправильная работа учителя и всего педколлектива школы. Причины этому следующие: Без достижения именно этой локальной цели – полноценного обучения недостижимы и глобальные цели обучения и воспитания. Всякие разговоры о том, что основное дело школы – воспитание детей, являются попыткой уйти от дела, уйти от ответственности: ведь не может быть ответственности за недостижение глобальной цели.

Учитель, дающий знания, тем самым воспитывает детей. А срывающий эту работу воспитывает со знаком минус. Существуют школы, не имеющие никаких планов воспитательной работы, но решившие все основные проблемы обучения. В этих школах воспитательной работой занимаются все учителя. Во-первых, тем, как они учат. А кроме того, обстановка работы высокого уровня порождает у учителей желание делиться со своими учениками тем, чем они сами обладают. Как писали журналисты об одной из школ г. Москвы, хобби учителей становятся здесь факультативами для учеников. Учитель, знакомый с архитектурой города, водит детей на экскурсии. Учитель, любящий литературу (математик), прочитал им в 8 вечеров роман «Евгений Онегин», директор школы ведет фотокружок и велокружок, а завуч киноклуб. Все это получается в результате достижения локальной цели школы – высокого уровня обучения.

Вернуться к содержанию

Методы

Методами обучения мы называем такую характеристику этого процесса, которая не зависит от числа учащихся и их взаимодействий, а описывает учебную деятельность каждого ученика. То, что успех обучения определяется именно ученической деятельностью (а не, скажем, текстами, произносимыми учителем в классе), отмечал еще в середине XIX в. К.Д. Ушинский. Он утверждал, что главное в обучении не то, что говорит учитель, а то, какие задания выполняют ученики. До сих пор эта мысль не является очевидной для многих наших коллег. Упрек: «Сколько можно повторять одно и то же?» очень часто слышат от нас дети. В первой половине XX в. трудами психологов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина был научно разработан деятельностный подход к обучению. В соответствии с этой психологической теорией современные методы обучения должны:

Деятельностный подход к усвоению и означает признание того факта, что любое знание невозможно усвоить без собственных действий ученика. При этом важнейшей составляющей его действий являются действия умственные: физическим действиям всегда сопутствуют умственные, обратное же не всегда имеет место.

Весьма плодотворной является мысль видного дидакта С.Г. Шаповаленко, что методами изучения той или иной науки должны быть методы самой этой науки. Это позволяет объективно решать вопрос о необходимости применения тех или иных методов в преподавании того или иного предмета, об адекватности тех или иных действий изучаемому материалу.Так, эксперимент и наблюдение за живой природой являются методами физики, химии, биологии. Они же являются методами изучения физики, химии, биологии в школе. Обучение с помощью методов самой науки позволяет ученику проникать в лабораторию научного открытия, играет важную профориентационную роль.

Математические науки пользуются весьма специфическими методами изучения и совершенствования картины мира. Это построение абстрактных математических теорий и решение разнообразных практических задач путем математического и информационного моделирования реальных ситуаций.

Согласно П.Я. Гальперину, каждое новое умственное действие человек изучает поэтапно. На первом этапе он ориентируется в новом для него действии, узнает, из каких операций оно состоит. На втором этапе он пробует совершить эти операции, проверяя правильность каждого шага, как говорит Гальперин, совершает новое действие в материальном (или материализованном) виде. На последнем этапе человек приучается выполнять новое действие быстро, автоматизировано, проверяя только конечный результат (это называется действием во внутреннем плане, или интериоризацией). В соответствии с этим П.Я. Гальперин предложил осуществлять обучение умственным действиям по следующим этапам:

Очень важно для нас, педагогов, и следующее требование П.Я. Гальперина: если какой-либо из указанных этапов оказывается для ученика неосуществимым, необходимо вернуть его на предыдущий этап. Нужно сказать, что переход от второго этапа к третьему к действию во внутреннем плане весьма непрост, и П.Я. Гальперин указал дополнительные этапы его осуществления: внешняя речь и внутренняя речь (речь про себя).

Теория Гальперина в наши дни общеизвестна. Если Вы почему-либо не знакомы с ней, прочитайте прекрасную книгу П.Я. Гальперина и С.В. Кабыльницкой «Экспериментальное формирование внимания» (М.: МГУ, 1974 и др.).Очень удобно и даже очень привычно используется теория П.Я. Гальперина при изучении алгоритмов.

Методы повторения

Проблемам повторения посвящено много работ. По мнению ведущих специалистов в этой области, повторение не должно быть буквальным, т.е. если вы повторяете с учащимися какой-либо вопрос, нужно подойти к нему не совсем так, как при первом изложении, нужно поставить иные задания, чем те, что были тогда. Из этого основного тезиса Вы и должны исходить. Повторять с новой точки зрения удобно, включая повторяемое в новый материал. Так и нужно поступать: повторять материал не сам по себе, а в связи с изучением нового. Наш известный педагог С.Г. Шаповаленко указывал, что настоящий учебный процесс тогда будет успешным, когда мы сумеем изучаемое явление превратить из цели изучения в средство изучения других явлений. Можно включать повторяемый материал в систему диктантов или систему тестовых заданий.

Вернуться к содержанию

Формы

Форма обучения - это способ его организации, учитывающий количество обучаемых в классе. По мнению исследователя этой проблемы профессора М.И. Зайкина, форма обучения определяется тремя факторами: 1) способом разбиения учащихся на группы (по одному человеку в каждой группе; по несколько человек в каждой группе; отсутствие деления на группы); 2) характером взаимодействия учащихся внутри группы (постоянные связи; временные связи; отсутствие связей); 3) характером воздействия учителя на работу групп (постоянное руководство; вмешательство по мере необходимости; отсутствие воздействий). Эти факторы сочетаются друг с другом. И хотя не все 27 случаев могут быть реализованы, но разнообразие здесь достаточно велико. Из различных форм обучения особо выделяются три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные формы обучения.

Обучение ведется в индивидуальной форме, если осуществляется непрерывающееся взаимодействие учителя с учеником. Примерами такого обучения являются дополнительные занятия и опрос у доски. При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. Не случайно именно в такой форме ведется обучение будущих актеров и пилотов, да и аспирантов любой специальности. Отметим и недостаток индивидуальной формы обучения: при ней каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими. Это значит, что не происходит коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другому и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано. Особо следует остановиться на таком варианте индивидуального обучения, как вызов ученика к доске. Лишь немногие учителя оказываются способными одновременно руководить и действиями ученика у доски, и работой остальных детей. Обычно же учитель бывает вынужден уделять все свое внимание вызванному. Ведь крайне опасно допускать ошибки в устной и письменной речи ученика у доски: велика вероятность усвоения частью учащихся этих ошибок. Индивидуальное обучение у доски часто прекращает всякое обучение остальных учеников класса. Поэтому к вызовам к доске следует относиться с большой осторожностью. Однако вызывать к доске ученика необходимо, если учащийся желает высказаться, или подготовленного ученика для ответа по теории. Но вызов неподготовленного или вызов для решения на доске неизвестной ученику задачи - вряд ли оправданы. Надо заранее предупреждать учеников, которых Вы хотите вызвать к доске. Кстати, при этом будут соблюдены и высокие нормы человеческих отношений. Будет снята тревожность, очень сильная у детей в начале учебного дня (вызовут – не вызовут?). Эта мера проверена нами на протяжении многолетних экспериментов и хорошо зарекомендовала себя.

При фронтальном обучении осуществляются связи учителя со всем классом. Учитель постоянно и одинаково воздействует на всех. Ответную реакцию (хотя бы исходящую и от одного ученика) учитель воспринимает как реакцию всего класса. Например, услышав, что какое-то место в объяснении кому-то неясно, учитель либо повторяет это место всему классу, либо продолжает работу, не обратив внимания на вопрос. При фронтальном обучении удается использовать малое число учителей при большом числе обучаемых. Пример фронтального обучения – лекция.

Как показывают многолетние наблюдения, во время лекции слушатели усваивают в среднем 40 % информации, даже у лучших лекторов. 40-процентная эффективность лекций совершенно недостаточна для школы. Так что не надо в школе читать лекции по тому материалу, который должен быть прочно усвоен. Можно читать лекции по истории компьютерной техники, истории языков программирования и т.п.

Без фронтального обучения в школе не обойтись: учитель должен объяснять материал всему классу. На наш взгляд, оптимальным является объяснение именно всем, без деления учеников на сильных и слабых. Но никакое объяснение не должно занимать много времени. Об этом говорят специальные исследования, проведенные гигиенистами и доказавшие, что произвольное внимание удерживается у человека в среднем около 18 минут. Так что 15 минут – вот норма для объяснения сложного материала. За 15 минут школьники не успеют устать, и все содержание вашего сообщения будет ими услышано.

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и выродиться в бесполезные разговоры. Для организации коллективной работы надо разделить школьников на группы (рабочие коллективы), поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися внутри группы.

Простейший вид коллективной работы – парная работа. Во время нее учащиеся работают по двое – за общим ученическим или компьютерным столом. Нужно просить учеников самих выбрать пары так, чтобы было удобно и приятно работать вместе. Только если потом окажется, что та или иная пара неработоспособна (мешают друг другу, или не могут справиться с материалом, или не хотят сотрудничать), то учитель должен их рассадить. Тем самым снимается трудность разделения класса на рабочие коллективы. Задание, которое дается парам, – работать вместе советоваться. Пары рассматриваются как гомогенные (роли участников одинаковы, точнее – ученики постоянно меняются ролями обучающего и обучаемого). Лишь в крайних случаях (при наличии в классе как особо сильных, так и особо слабых детей) можно образовать гетерогенные пары (учитель + ученик). Тем самым снимается трудность распределения обязанностей между парами и внутри пар. Эта форма коллективной работы - работа в парах - может и должна занять достойное место на уроках.

Вернуться к содержанию

Содержание

Содержание любого учебного курса обусловлено предметом, учебным планом, авторской и рабочей программами, учебниками. В общем виде содержание курса информатики представлено следующими основными разделами:

Вернуться к содержанию

Средства обучения

Целям обучения может служить любая вещь. Например, стакан и графин с водой помогают объяснить, что такое объем, а перегибаемый лист бумаги показать, что такое осевая симметрия. Разумеется, и сама речь учителя, и его интонации, и его мимика, и надписи и рисунки, которые он делает на доске, также являются средствами обучения. Средствами обучения оказываются и выступления учащихся перед классом (хотя иногда эти средства оказывают тормозящее влияние на процесс обучения!).

Средства обучения - это составная часть технологии обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:
1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).
2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Классификации средств обучения:
1. По характеру воздействия на обучаемых:

2. По степени сложности: 3. По происхождению: